Правила борьбы за страховое возмещение    (15.12.2011)

В СМИ периодически публикуются разнообразные рейтинги страховщиков, имеющих наибольшее количество отказов в выплате страховых возмещений. Действительно, получить положенную страховку бывает очень непросто, особенно теперь, когда у многих страховых компаний наблюдаются финансовые проблемы. Как правильно добиваться законной компенсации?

Рейтинг рейтингу рознь

Рейтинги страховых компанийявляются довольно объективными, поскольку составляются на основании реальных данных о деятельности страховщиков, являющихся общедоступной информацией. Кроме того, в Интернете существуют так называемые "народные" ("черные") рейтинги, которые составляются на основании отзывов клиентов страховых компаний. "Ознакомиться с ними будет полезно, но относиться к ним нужно достаточно критично, поскольку изложенные на сайтах данные не всегда подтверждаются", - рекомендует Анна Огренчук, управляющий партнер Lcf Law Group.

По поводу законности составления "черных" списков страхователей, следует отметить, что информация относительно деятельности и финансового состояния страхователя, которая стала известна страховщику при осуществлении страховой деятельности, составляет тайну страхования. Такая информация может передаваться страховщиком только в определенных случаях. За несанкционированное разглашение информации, которая содержит тайну страхования, виновное лицо (страховщик) несет ответственность. Однако данное положение не распространяется на предоставление информации, которая содержит тайну страхования, в Госфинуслуг, поскольку этот орган осуществляет надзор за деятельностью страховых компаний.

По мнению экспертов, составление страховыми компаниями рейтингов, например, финансово неплатежеспособных страхователей, и предоставления доступа к ним неограниченному количеству лиц является неправомерным. Но составлять подобные рейтинги исключительно для своего внутреннего пользования страховая компании имеет право.

Уменьшаем риски невыплаты

Профилактика - лучше лечения. Для того чтобы уменьшить риски по невыплате страхового возмещения при наступлении страхового случая, необходимо еще на этапе заключения договора страхования внимательно ознакомиться с его условиями. Особое внимание следует обратить наоснования для отказа в выплате страхового возмещения, а также на случаи, которые не являются страховыми.

Важным пунктом являются и обязанности страхователя при наступлении страхового случая, особенно в какой срок страхователь обязан уведомить страховую компанию, написать заявление, предоставить страховщику возможность осмотра застрахованного имущества и т.п. Если страхователь четко знает, что он должен делать при наступлении страхового случая и выполняет свои обязательства по договору страхования, то риск отказа в выплате страхового возмещения существенно уменьшается.

Суд или Госфинуслуг - что эффективнее?

При надлежащем выполнении всех условий договора страхования и в случае недобросовестных действий со стороны страховой компании можно обращаться с соответствующими исками в суд.

Решение суда во многом зависит от каждой конкретной ситуации. Если страховая компания просто затягивала выплату, не имея на то оснований, суд в большинстве случаев принимает позицию страхователя. Но как свидетельствует практика, оспаривание в судебном порядке отказа в выплате или взыскание со страховой возмещения (если отказа не было, но все сроки уже истекли) - это достаточно длительный процесс, уверяют юристы Lcf Law Group.

Судебная процедура может длиться несколько месяцев, поэтому эксперты рекомендуют параллельно обратиться в Госфинуслугили в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины(по ОСГО) с жалобой на бездействие страховой компании. Рассмотрение жалобы указанными органами будет произведено более оперативно.

Последним временем контроль Госфинуслуг в отношении страховых компаний усилился, и обжалование действий (бездействия) страховой компании является целесообразным и действенным методом. При обращении с жалобой в Госфинуслуг необходимо детально изложить неправомерные действия страховой компании и предоставить подтверждающие документы.

По результатам рассмотрения жалобы, в случае выявления незаконных действий со стороны страховика, Госфинуслуг может обязать страховую компанию выплатить страховое возмещение, а также в дальнейшем применить санкции.

Как правило, жалоба подается в письменной форме с обязательным указанием полных данных страхователя (заявителя), данных страховика, изложением сложившейся спорной ситуации и неправомерных действий страховой компании. Также к жалобе необходимо приложить копии соответствующих документов в подтверждение требований. Жалобу целесообразно подать нарочно через канцелярию Госфинуслуг, или отправить почтой ценным письмом с уведомлением о вручении. Рассматривается такая жалоба в 30-дневный срок.

Как получить страховку с обанкротившейся страховой компании?

Ст.45 Закона "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом"предусмотрены особенности банкротства страховых компаний. В соответствии с указанной нормой, страхователи по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до дня вынесения хозяйственным судом постановления о признании страховщика банкротом и открытия ликвидационной процедуры, имеют право требовать страховую выплату. При этом требования таких страхователей подлежат удовлетворению в первую очередь (по договорам личного страхования) и во вторую очередь (по другим договорам страхования) соответственно.

В любом случае, после получения информации об открытии хозяйственным судом производства о банкротстве страховой компании (в течении 30 дней с момента публикации соответствующего объявления в газете "Голос України" или "Урядовий кур'єр"), необходимо обратиться в данный суд с письменным заявлением, в котором изложить требования к должнику. К заявлению нужно приложить доказательства Ваших требований. В дальнейшем эти требования будут рассмотрены комитетом кредиторов и включены в реестр требований кредиторов, и будут удовлетворены в порядке указанной выше очередности.

Что касается договоров страхования, по которым страховой случай на момент признания страховой компании банкротом не наступил, такие договора прекращают свое действие. В данном случае страхователи имеют право требовать возвращения части выплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключенный договор страхования, и сроком, в течение которого фактически действовал договор страхования.


По материалам: Ligazakon.ua
←К списку новостей


Новости

  • Страхование Авто по программе КАСКО "Автопремиум"
    АСК ИНГО Украина создала инновационный продукт автомобильного страхования КАСКО «АВТО Премиум», который предоставляет полную защиту Вашего автомобиля, эксклюзивный сервис и быстрое урегулирование страховых событий.
    16.02.2015
  • Медицинская страховка как соц пакет
    На сегодняшний день медицинское страхование персонала становится всё более популярным, особенно среди работодателей, которые осознают значимость здоровья сотрудников для успешной работы компании. Покупка полиса Добровольного медицинского страхования (ДМС
    13.05.2014
  • Страховка медицинская для ребенка в Киеве
    Рынок детского страхования в Украине постепенно развивается. Детская медицина является достаточно дорогой на сегодняшний день, а расходов по уходу за малышами и без этого достаточно. Поэтому родители, заключая договор медицинского страхования ребенка, не
    07.05.2014
Все новости