Новости

Эволюция водительских прав

История водительских прав достаточно неоднозначна, и на сегодняшний день не сохранилось не единого документа подтверждающего точно конкретную дату выдачи первых в мире водительских прав. Все даты, обозначенные в этой статье, имеют погрешность в несколько лет.

 

Существуют несколько версий происхождения водительского удостоверения абсолютно не зависящие друг от друга.

 

Версия №1

 Первое водительское удостоверение распорядился выдать префект полиции Парижа Луи Лепин, а именно 14 августа 1893 года. Правда это была «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем. И лишь через шесть лет, весной 1899 года во Франции вышел декрет, учреждавший первый в истории экзамен на умение управлять автомобилем. Желающие передвигаться на автомобиле после обязательной проверки получали «Национальное удостоверение пригодности к вождению». Примерно в эти же годы аналогичные документы появились в Соединенных Штатах Америки – в Бостоне.

 

Версия №2

 Известному немецкому изобретателю Карлу Бенцу было вручено решение великого герцога министерства внутренних дел от 30 ноября 1893 года, в котором перечислялись все условия, необходимые для осуществления движения по улицам города. Дело в том, что работая над усовершенствованием своего автомобиля, Карл вынужден был долгое время убеждать окружающих в его безопасности для людей, и в первую очередь местную бюрократию герцогства Баден. 

В итоге, гений машиностроительства достиг желаемого - высокое начальство герцогства указало и на то, что с 1 января по 31 декабря 1894 года разрешение имеет законную силу и введено в интересах общества для поддержания порядка и безопасности на улицах и дорогах, в случае необходимости оно может быть отозвано или дополнено другими распоряжениями». Но Карл Бенц сумел склонить власти герцогства Бадена, по вполне понятным причинам озабоченных безопасностью людей, применять более мягкие меры, поэтому никаких ограничений не последовало.

 

 История водительских прав в России 

С появлением первых автомобилей в городах Российской империи, власти сразу же озаботились разработкой правил дорожного движения. Уже 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь М.И. Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства Путей сообщения в самодвижущихся экипажах». На основе этого документа 25 июня 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила обязательное постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Постановлением вводился ряд обязательных к исполнению требований: ограничивался вес автомобилей на железных шинах – не более 250 пудов с грузом или пассажирами. Вводилось обязательное медицинское освидетельствование водителей, ежегодный технический осмотр автомобилей, их обязательная регистрация с выдачей номерных знаков – «жестянок», оборудование машин фонарями для езды в темное время суток и предупредительными сигналами - рожками с пневматической грушей. Вождение автомобиля разрешалось с 17 лет, а управление общественным транспортом (омнибусами) – с 21 года. Ограничивалась скорость передвижения по улицам города –12 верст в час (приблизительно 13 км/час). 

 

В то время, автомобили разделялись на два класса: А – с двигателями внутреннего сгорания и Б – с электрическими двигателями. Первые (наиболее распространенные) делились в свою очередь на три разряда: «легкие» (легковые) автомобили с двигателем до 10 л.с., «легкие» автомобили с двигателем за 10 л.с. и грузовые автомобили и автобусы. Лицо, получившее разрешение на право вождения автомобилями 2 и 3 разряда вправе было управлять также автомобилями первого разряда без особого разрешения.

В итоге, в 1968 год СССР присоединился к международной Венской конвенции о дорожном движении, позднее в 1971 г. конвенция была дополнена в Женеве, и в стране впервые появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.

Водительские удостоверения «нового» образца введены в 1992 году. Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную роль: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного. 

 

К сожалению, на сегодняшний день, водительское удостоверение практически стало рудиментом. Наличие водительских прав уже не означает умение управлять автомобилем и знать ПДД, скорее это платный пропуск в автомобильный мир.